Совместные покупки: история возникновения
Высокий уровень конкуренции, присущий, как правило, практически всем направлениям торговли, заставляет продавцов предлагать привлекательные маркетинговые ходы для покупателей, привлекая их различными скидками, бонусами и акциями. Эти инструменты хоть и банальны, но всегда эффективны. Если же подойти к этому вопросу с некоторой долей фантазии, тогда может возникнуть целое направление торгового ремесла, как и случилось в средине 19-го века, которым датируется первое документально зафиксированное упоминание об услуге совместных (коллективных) покупок.
Произошло это в далеком 1860 году, когда находчивый американский предприниматель Джордж Гилман, основатель собственной компании по продаже и доставке продуктов питания Great Atlantic & Pacific Tea Company, предложил своим удаленным потенциальным клиентам объединять свои заказы с целью совершения одноразовых еженедельных поставок своей продукции в отдаленные населенные пункты. Таким образом, он экономил на транспортных расходах. В качестве бонуса предлагалась каждому покупателю, участвующему в сделке, бесплатная упаковка чая или кофе.
Идея получила широкое распространение, постепенно перейдя из сферы интересов продавцов в поле активности покупателей, которые самостоятельно начали объединяться в группы, чтобы вести переговоры с производителями и поставщиками, для получения вожделенных выгодных условий для покупки необходимых для себя товаров. Параллельно, влияние этого торгового приема распространялось не только географически, но и расширялось за счет вовлечения все новых групп товаров и, даже, некоторых видов услуг.
Самоорганизация
К началу XX века покупатели начали сами создавать клубы для совместных покупок — как в США, так и в Европе. Чаще всего такие клубы формировались соседями по району для закупки продовольственных товаров. Обязанности распределялись между участниками: кто-то вёл учёт заказов, кто-то ездил к поставщику, кто-то развозил товары по домам. Большинство клубов оставалось в рамках своих районов, многие распадались, но на их месте появлялись новые. Существуют эти клубы и сейчас.
торжественная фотография клуба покупок, основанного в 1904 и за 50 лет выросшего в такой кооператив
Самостоятельно организованные клубы требуют большого количества усилий от участников, и поэтому возникают только в условиях существенной необходимости в экономии. Сегодня на Западе такой необходимости нет, и современные клубы покупок создаются по другим причинам. Во-первых, они помогают людям приобрести товары, которые нельзя купить в обычных магазинах, например фермерские продукты. Во-вторых, некоторые клубы преобразовываются в кооперативные бизнес-предприятия, позволяя участникам зарабатывать. Наконец, иногда социальная ценность клуба оправдывает его существование сама по себе.
Клубы покупок помогали компаниям существенно увеличивать свои продажи и расширить клиентскую базу. Однако со временем они уступили место более простым для покупателей способам маркетинга: скидкам, распродажам, купонам и акциям.
Посредничество
Новый толчок совместные покупки получили в эпоху развития и популяризации сети Интернет. Это значительно повысило уровень контактности как между потенциальными покупателями, так и с производителями, предлагающими свой товар. Особой популярностью пользуются тематические сайты и форумы, объединяющие людей по интересам в клубы коллективных покупок, участники которых выгодно покупают любой товар, преимущественно это мужская и женская одежда по оптовым ценам, обувь, компьютерная и бытовая техника, косметика и парфюмерия, детские товары и многое другое. Эти клубы и сервисы совместных покупок отличаются прописанными правилами и процедурой проведения закупки, которых должны придерживаться все участники сделки.
Развитие интернета позволило вывести старую идею на новый уровень. В конце 1990-х в США появилось сразу несколько крупных сайтов с групповыми покупками. Все они выступали в качестве посредников, договариваясь с поставщиками и предлагая посетителям каталог товаров для групповой покупки. Цена товара зависела от количества человек, покупающих его одновременно. Несмотря на внушительные показатели, все эти компании закрылись, не выдержав конкуренции с обычными интернет-магазинами.
В 2008-м году на свет появилась самая знаменитая компания групповых покупок: Groupon. В первый год работы её оборот составил 94 млн. долларов, затем последовало IPO и выход на глобальный рынок. Секрет успеха Групона заключается в удачно подобранном механизме посредничества. Во-первых, Групон фокусируется на товарах и услугах, которые не продаются в интернет-магазинах, избегая конкуренции с ними. Во-вторых, компания ограничивается продажей купонов, дающих покупателям право на скидку, и таким образом минимизирует свои расходы. Люди приходят на сайт не в поиске конкретных товаров, а скорее в поиске идей как потратить деньги или провести своё время. Для бизнеса это отличная возможность заявить о себе и привлечь массу новых клиентов.
Китайский путь
Тем временем, начиная с 2000-х годов в Китае набирали обороты совместные покупки, организуемые покупателями. Там они получили название «туангоу». Как и сто лет назад на Западе, люди объединялись в группы, чтобы поторговаться с поставщиками и получить оптовую партию товаров со скидкой. Вначале такие группы формировались на местных форумах, а с 2003-го года для туангоу начали появляться специальные сайты, и это явление приняло по-настоящему массовый характер.
Развитие китайских совместных покупок происходит в полном соответствии с местным принципом «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Такая ситуация сложилась благодаря масштабу страны и значительной стратификации её жителей.
Так, в Китае существует огромное количество людей, располагающих крайне скромным бюджетом. Они готовы вкладывать своё время в совместные покупки, чтобы экономить на самых базовых товарах. С другой стороны, в Китае есть и средний класс, которому интересны предложения от посредников. Кроме того, Китай богат на производителей и поставщиков самого разного калибра. Все эти факторы, помноженные на внушительный масштаб страны, способствуют процветанию групповой торговли во всех возможных формах.
И дым отечества нам сладок и приятен
В России совместные покупки начали появляться середине 2000-х годов. Как и в Китае, всё началось с объединения знакомых на форумах. Основными участниками покупок выступали молодые мамы, которым необходимо было покупать множество детских вещей при весьма ограниченных средствах. Через некоторое время самые активные участники стали заниматься организацией закупок на постоянной основе, взимая за свои услуги небольшой процент.
К 2008-му году практически каждый крупный городской форум в стране имел раздел, посвящённый совместным покупкам. Начали появляться и специализированные форумы. Организаторы видели в закупках возможность заработка на дому без риска и первоначальных вложений. Покупатели получали возможность не только сэкономить, но и избежать несправедливости розничных наценок, насладиться привилегией достать уникальные вещи по альтернативным каналам. Кроме того, участники с удовольствием общались между собой, обменивались советами и новостями, находили новых знакомых и друзей.
Популярность нового формата торговли закономерно привела к появлению специализированных сайтов. Как правило, это были всё те же форумы, с надстройками для просмотра каталога товаров и работы с заказами. К 2011-му году, при общем обороте более $1 млрд. в год, совместные закупки в России всё еще были распределены между локальными форумами и сайтами. Ниша удобного, централизованного сервиса была свободна, и мы основали Репку, рассчитывая её занять.
Будущее
История развития групповых покупок показывает, что этот торговый инструмент возникает как реакция рынка на определённые обстоятельства. Прежде всего, это ограниченные бюджеты покупателей, и неразвитая розничная торговля, неспособная соответствовать этим бюджетам. Повышение уровня жизни и развитие торговли снимают экономическую необходимость в совместных покупках. Однако это вовсе не значит, что они становятся не нужны.
Помимо экономии, совместные покупки обладают важным социальным значением. Общаясь между собой, участники обмениваются полезной информацией, получают ответы на свои вопросы, обрастают полезными связями. Со временем польза от образовавшейся сети вырастает настолько, что становится достаточной причиной для групповой покупки, даже если экономия перестаёт быть существенной.
Именно поэтому мы видим социальную составляющую основным направлением развития. Собрав ядро сообщества из людей, желающих сэкономить, мы планируем развить его в полноценную социальную сеть. Эта сеть будет полезной участником даже после того, как экономия потеряет критическое значение, и станет основой для построения розничной торговли нового типа.
Отредактировано Татуля (2015-08-06 12:45:31)