Раньше налоговое ведомство мало интересовали совместные закупки. Но в последние годы обороты на этом рынке резко возросли, поэтому пройти мимо такого «пирога», не откусив свой кусочек, налоговики уже не могут. И если вы организуете совместные покупки, налоги придется заплатить. Только как все это устроить правильно, чтобы и не задолжать государству, и себя не обидеть?
Совместные закупки: налоги – платить!
Для начала определимся, является ли деятельность по организации совместных покупок предпринимательской деятельностью. Ведь если это не предпринимательство, то и регистрироваться не придется.
Определение предпринимательской деятельности дает ст. 2 ГК, выделяя такие характерные признаки:
— самостоятельная деятельность;
— наличие риска;
— систематическое получение прибыли.
Если организатор осуществляет совместные закупки на регулярной основе, или как говорят, систематически (это 2 и более раза в течение календарного года), то деятельность является предпринимательской. Поэтому необходимо встать на учет как ИП, либо зарегистрировать организацию.
Если организация совместной закупки носила разовый характер, то регистрироваться не нужно. Однако с полученного дохода налог (НДФЛ) заплатить все равно придется – по ставке 13%, а также подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговые органы по итогам календарного года.
Такая позиция приведена в письме ФНС от 07.06.2013г. №АС-3-2/2057@. ФНС напоминает, что систематическая деятельность по организации совместных покупок без постановки на учет является незаконной предпринимательской деятельностью.
«Федеральная налоговая служба в связи с поступающей информацией о возможном уклонении от уплаты налогов при осуществлении так называемых "совместных покупок" с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщает следующее.
"Совместная покупка" заключается в покупке физическим лицом - организатором "совместной покупки" (далее - организатор) партии товара по оптовой цене у одного оптового продавца с последующей реализацией данного товара нескольким конечным покупателям, которые дали предварительное согласие на покупку такого товара у организатора, с определенной наценкой к оптовой цене товара, которую устанавливает организатор.
Как правило, такая наценка составляет 10-15% оптовой цены товара и позволяет конечному покупателю приобрести товар по стоимости ниже стоимости аналогичного товара, реализуемого в розничных сетях.
Таким образом, при осуществлении "совместной покупки" и дальнейшей реализации товаров конечным покупателям у организатора формируется налогооблагаемая база, с которой должны быть удержаны и уплачены налоги в бюджет. При этом такая деятельность, как следует из открытых источников в сети Интернет, зачастую осуществляется организаторами - физическими лицами на систематической основе и является предпринимательской деятельностью.
Учитывая изложенное, организатор покупки в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах обязан:
- в случае, если такая деятельность осуществляется на систематической основе - встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя, представлять отчетность в налоговый орган и уплачивать налоги в бюджет в соответствии с применяемым режимом налогообложения;
- в случае, если такая деятельность носит разовый характер - задекларировать свои доходы и уплатить налог на доходы физических лиц в установленном порядке.
Учитывая изложенное, ФНС России поручает принять исчерпывающие меры в рамках полномочий налоговых органов в целях обеспечения исполнения законодательства о налогах и сборах, в том числе:
1) организовать мониторинг доступной информации (из сети Интернет, СМИ, обращений граждан), свидетельствующей об осуществлении "совместных покупок";
2) установить круг лиц, которые фактически осуществляют предпринимательскую деятельность в качестве организаторов, а также правовые основания осуществления такой предпринимательской деятельности (в т.ч. факт постановки на учет в качестве индивидуальных предпринимателей);
3) осуществить мероприятия по привлечению к декларированию и уплате налогов организаторов покупок;
4) принять меры по информированию организаторов покупок о необходимости соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также требований законодательства в части учета наличных денежных расчетов;
5) в случае, если по итогам проведенных контрольных мероприятий организатор покупки не примет мер по декларированию доходов, необходимо направлять соответствующую информацию в органы внутренних дел с приложением материалов, свидетельствующих об осуществлении незаконной предпринимательской деятельности.
Информацию о практике работы по данному направлению направлять в Контрольное управление ФНС России.
Довести указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.»
Как зарегистрироваться?
Допустим, вы на регулярной основе организуете совместные закупки, и встал вопрос о регистрации. Обычно в качестве организационно-правовой формы выбирается ИП. Чтобы зарегистрироваться, необходимо указать код ОКВЭД. Однако такого кода с названием «совместные закупки» мы в классификаторе не найдем. Какие же нам подойдут?
Выбор кодов будет зависеть от того, в какой форме будет оформлена деятельность – как торговля (купил-продал) или как агентские отношения (закупка в интересах покупателя):
52.61 Розничная торговля по заказам
52.61.1 Розничная почтовая (посылочная) торговля
52.61.2 Розничная торговля, осуществляемая через телемагазины и компьютерные сети
74.84 – предоставление прочих услуг
Если для своей деятельности вы создаете сайт, который используется как площадка для организации закупок, то вам пригодится код:
72.40 Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов
Также вам потребуется открыть расчетный счет в банке, на который будут поступать денежные средства от покупателей.
Торговля через интернет и посреднические услуги на ЕНВД не переводятся, поэтому как режим налогообложения выбирается общая система (ОСНО) или упрощенная (УСН). Более популярна упрощенная система, в которой можно выбрать один из двух объектов налогообложения – «доходы» (ставка 6%) и «доходы-расходы» (ставка 15%).
На сайте организатора закупок вывешивается договор-оферта, где прописываются все условия участия в закупке и процесс подачи заявки).
Теперь поговорим о том, как чаще всего на практике организуются совместные покупки с точки зрения налогообложения.
Вариант первый – розничная торговля
Вы покупаете товар, а затем продаете его с наценкой конечным покупателям – это торговля. Поскольку ваши покупатели производят закупку для личных нужд, то торговля является розничной. Оптимальный выбор с точки зрения налогообложения – УСН с объектом «доходы-расходы», ставка – 15% с разницы между доходами и расходами.
Пример
ИП Петрова – организатор совместных закупок в г. Тамбов, работает на УСН с объектом «доходы-расходы», имеет расчетный счет в банке.
10 января на своем сайте она открыла закупку на приобретение партии постельного белья производства ООО «Постелюшка» г. Иваново (на ОСНО). Минимальный объем партии – 20 комплектов постельного белья. Стоимость партии 23 600 руб. (оптовая цена 1 комплекта – 1180 руб.).
Петрова делает наценку (организаторский процент) в размере 20%. Для конечных покупателей, таким образом, стоимость приобретения 1 комплекта составит 1416 руб.
К 15 января объявлен Стоп закупки, поскольку набрано необходимое число заявок. Пусть это 20 участников закупки, каждый из которых заказал по 1 комплекту.
16 января Петрова направила заказ ООО «Постелюшка» на приобретение 20 комплектов белья. В тот же день ей был выставлен счет на оплату. Петрова объявила сбор денежных средств для участников закупки. Деньги были перечислены ей на расчетный счет каждым из участников.
Теперь немного прервемся и скажем о моменте признания доходов на УСН. На этом режиме налогообложения действует кассовый метод признания доходов и расходов. Доходы признаются в день получения денежных средств – в нашем примере это поступление авансов от покупателей на расчетный счет Петровой.
Если Книга учета доходов и расходов ведется предпринимателем вручную, то возможно занесение фамилии каждого покупателя, например:
17.01 (банковская выписка) Получен аванс от Ивановой И.И. за комплект постельного белья – 1416 руб.
При ведении учета в программах (1С: Бухгалтерии, онлайн-бухгалтериях) заносить ФИО каждого покупателя невозможно, да и не имеет смысла. Поэтому на практике заводится «физическое лицо», от которого и оформляется приход. Если есть несколько приходов от физлиц в один день, то их можно отразить одной строкой. Приходы в разные дни отражаются отдельными строками – по датам. Это особенно важно на границах кварталов и лет.
К 20 января все авансы от покупателей собраны и Петрова перечисляет деньги ООО «Постелюшка». Поставщик в тот же день отгружает партию товара. Заказ отправляется Петровой через ООО «Транспортная компания», услуги которой она 20 января оплатила с расчетного счета в сумме 1500 руб. (без НДС).
22 января Петрова получает свою партию товара, накладную на нее. Компания-перевозчик предоставляет акт.
Услуги по перевозке оплачены и оказаны, поэтому можно отразить их в составе расходов, сделав запись в КУДиР:
22 января (акт, платежное поручение) Перечислено ООО «Транспортная компания» за услуги по перевозке партии постельного белья – 1500 руб.
25 января производится выдача товаров покупателям. Лучше всего, если факт и дата передачи товаров будет где-то зафиксированы. Например, можно составить накладные в 2 экземплярах для каждого покупателя (один для продавца, другой для покупателя).
После передачи товаров можно отразить в учете расходы на товары:
25.01, накладная для покупателя) Передан комплект постельного белья Ивановой И.И. – 1000 руб.
25.01 (платежное поручение, накладная поставщика, счет-фактура) Отражен НДС по приобретенным товарам – 180 руб.
В нашем примере поставщик – ООО «Постелюшка» работает на общем режиме налогообложения, поэтому если есть счет-фактура, то мы в КУДиР выделяем НДС отдельной строкой. Если поставщик на УСН, то этой строки в книге не будет.
Что у нас вышло в итоге:
доходы Петровой – 28 320 руб.
расходы на товары – 23 600 руб.
расходы на перевозку – 1500 руб.
доходы-расходы = 3220 руб.
единый налог: 3220 * 15% = 483 руб.
У предпринимателя могут быть и другие расходы, которые можно учесть. Например, на приобретение канцелярских товаров, на оплату хостинга для сайта, ведение бухгалтерского учета (если ведет сторонняя фирма), курьерских услуг, выплату заработной платы и т.п. Полный перечень расходов, которые можно учесть на УСН, приведен в ст.346.16 НК.
Кроме того, в расходах можно учесть и страховые взносы, который ИП платит на себя.
Закупки как контрабанда?
Движение «совместных покупок» зародилось как приобретение товаров на иностранных интернет-площадках. Такие товары ввозятся в страну в виде посылок и растаможиваются для личного использования, а не для предпринимательской деятельности.
Налицо – экономия на таможенных платежах и НДС. Невозможно поголовно поймать всех за руку на подобных нарушениях, однако есть риск, что налоговые инспекторы не признают расходы по товарам, ввезенным с нарушениями таможенного законодательства. Будьте осторожны!
ИТАК
Сколько налогов должен платить организатор совместной покупки?
Давайте подведем итоги, что именно и в каком размере должен платить организатор СП в случае регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.
Первое – это налог в соответствии с выбранной системой налогообложения. Если в регионе действует упрощенная система налогообложения, то организаторам стоит выбрать УСН 6% (объект налогообложения — доходы). Это достаточно необременительно с точки зрения отчетности и бухгалтерского учета.
Второе – страховые взносы за себя исходя из стоимости страхового года. Причем платить страховые взносы предприниматели должны вне зависимости от того, получали ли они доход в текущем году или нет. Наличие либо отсутствие у ИП наемных работников также не играет никакой роли. В ценовом выражении страховые взносы за год фиксированы.
Многие предприниматели свернули бизнес по причине возросшей в прошлом году налоговой нагрузки. По разным оценкам в течение 2013 года количество индивидуальных предпринимателей сократилось на 300-600тыс. После этого был принят новый закон, который вступил в силу с 01.01.2014г., согласно которому страховые взносы были уменьшены.
Санкции за жадность
Игнорирование требований о государственной регистрации может повлечь за собой административную ответственность в виде штрафа от 500 до 2000 рублей. Помимо административного штрафа гражданину, не желающему регистрироваться, может грозить и налоговая ответственность – за ведение деятельности без постановки на учет необходимо заплатить 10% от полученных за этот период доходов, но не менее 40 тысяч рублей. Предусмотрена также и уголовная ответственность на основании ст.171 «Незаконное предпринимательство» УК РФ.
Взгляд в будущее и вопросы без ответа
Чем же нам грозит выполнение требований налоговой инспекции по налогообложению совместных покупок? Как думаете, что станут делать организаторы СП, честно зарегистрировавшись как предприниматели? Первым делом поднимут организационный процент, чтобы было, на что платить страховые взносы. Смысл совместной покупки в таком случае утратится, это будет уже простая торговля с небольшой, но все же наценкой, по предварительному заказу.
Получается, участников совместной покупки ФНС перевязывает голубой ленточкой и несет в тюрьму розничной торговли?
Итак, организовывая собственную СП вам придется столкнуться с проблемой налогообложения совместных покупок: платить или не платить налоги? И в том, и в другом случае вы несете определенные риски: быть незаконопослушным гражданином со всеми вытекающими штрафами, пенями и прочей ответственностью, либо ставить под угрозу сам факт существования вашего дополнительного заработка. Выбирать вам.